Главная » 2019 » Февраль » 1 » Нарушения произношения звуков Р – Рь
06:50
Нарушения произношения звуков Р – Рь

По статистике четверть всех нарушений звукопроизношения приходится на звуки [Р] и [Рь]. В норме эти звуки могут отсутствовать в речи ребенка до пяти-шести лет. Но, если до  шестилетнего возраста звуки так и не появились, или родители заметили, что звуки есть, но произношение их не соответствует норме, следует  обратиться к логопеду. Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными:

- звук р может отсутствовать в речи ребенка;

- звук р может искажаться. Довольно часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью  и т.д.:

- звук р может заменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки л, й,в.

Каждое нарушение требует отдельного подхода и индивидуальных методов исправления. Что же касается причин нарушения звуков р и рь, то вот основные из них:

  • укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка. Может поддаваться растяжению с помощью упражнений и специальных приёмов, или, в некоторых случаях, проводится подрезание уздечки;
  • нарушения прикуса, увеличение размера языка, «высокое» нёбо;
  • слабость мышц языка;
  • неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
  • нарушения фонематического слуха.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звука, с помощью упражнений вы поможете ребёнку укрепить мышцы языка и подготовите базу для  чистого звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
  2. Дети со сложными речевыми нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты; когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная  гимнастика  очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. Количество повторений постепенно увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребёнок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

Комплекс упражнений,

вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков р – рь.

«Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 

«Маляр»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

«Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Чистим зубки»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

«Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

«Барабанщик»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был « хлюпающим».

Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома. Если у Вас возникли вопросы, то вы можете обратиться к учителю – логопеды школы для получения консультации.

Учитель – логопед Василешникова Н.В.

Просмотров: 36 | Добавил: Модератор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar