Главная » 2018 » Февраль » 15 » Основные виды нарушений устной речи.
00:46
Основные виды нарушений устной речи.

В начале учебного года логопедами  школы проводится комплексное обследование речи первоклассников. На сегодняшний день, примерно половина  детей к моменту обучения в школе полностью овладевает звуковой стороной речи, имеет  достаточный словарный запас, умеет грамматически правильно строить предложения, владеет пересказом и т.д.  Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково, в ряде случаев он может задерживаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи. Вот тут- то родители  и сталкиваются с непонятными для них логопедическими заключениями  «ФНР», «ФФНР», «ОНР» и т.д.
Остановимся на самых распространенных видах нарушений устной речи, встречающихся у младших школьников.

Фонетический дефект (ФД) – нарушения  речи, обусловленные недостаточной сформированностью артикуляционной моторики.  У ребёнка под влиянием определённых причин складывается и закрепляется искажённое произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию. (Например, горловое произношение звука «р» или межзубное произношение свистящих звуков). Ребёнок может иметь неправильное произношение  нескольких звуков, но выделяет данные звуки на слух, правильно определяет местонахождение и наличие этих звуков в словах. Данное нарушение может быть обусловлено различными дефектами строения артикуляционного аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка и т.д.) Часто наблюдается недостаточная переключаемость артикуляционного аппарата.

Фонематическое нарушение речи (ФНР) – возникает вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха.

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Недостаточное различение  на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу  и синтезу слова

 

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи, связанные с дефектами восприятия и произношения звуков. Речь ребёнка с ФФНР характеризуется  пропусками, искажениями и заменами звуков. Нарушение воспроизведения звуков у ребёнка связано с недостаточным различением не только нарушенных звуков, но и тех, которые произносятся правильно. Наряду с этим у ребёнка могут отмечаться ошибки в слоговой структуре («пуговица» - «пувица») и звуконаполняемости слов («книга» - «нига»). В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого ребёнка узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко – слоговой анализ слова, что помогает ребёнку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

Общее недоразвитие речи (ОНР)  - сложное речевое расстройство, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи  характеризуется нарушением произношения и различения звуков, ограниченным словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи;
  • речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
  • ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • речь детей с ОНР зачастую малопонятна.

Чаще среди учащихся массовых школ можно наблюдать детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР). Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развитой. Ребёнок может ответить на вопросы, составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, т.е. построить своё высказывание в рамках близкой ему темы. Однако при необходимости дать развёрнутые ответы с элементами рассуждения, у таких детей возникают значительные трудности. Словарь детей оказывается небольшим по объёму. В нём наблюдаются в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия. Значительные отклонения наблюдаются и в развитии понимания значения слов. Ограниченность речевых средств наглядно проявляется при выполнении заданий на словоизменение и словообразование. В их речи мы слышим «медведиха» вместо «медведица», «грибочный» вместо «грибной». В ходе изложения учащиеся пользуются самыми простыми предложениями. В предложениях часто отсутствует правильная связь слов, наблюдается повторение слов. В звуковом отношении речь детей также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что могут наблюдаться лишь отдельные недочёты в произношении звуков, дети испытывают трудности при различении звуков и в произнесении трудных слов: «весипидист» вместо «велосипедист», «фотофигурует» вместо «фотографирует». Указанные отклонения в речевом развитии детей создают серьёзные препятствия при обучении  письму и  чтению.

Таковы наиболее распространенные виды нарушений устной речи у младших школьников, требующие коррекционных занятий.

                         Учитель – логопед Василешникова Н.В.

Просмотров: 107 | Добавил: Модератор | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar